Обзор взят с http://www.igruha.ru
Тестирование (а хотя бы даже и просто обзор) игровой консоли Nintendo DS Lite представляет собой задачу не вполне тривиальную. Во-первых, причиной тому уникальность самой консоли. Конечно, любая консоль вполне уникальна и не совместима ни с чем, кроме специального софта (и далеко не всегда это только игры) и своей собственной периферии: любые устройства управления (если, конечно, они не сработаны народными умельцами в таёжных районах Китая) и любой софт проходит процедуру лицензирования у разработчика консоли.
Во-вторых, это узкая специализация устройства: оно умеет делать только то, что заложили при создании разработчики, и практически никаких способов расширить функциональность консоли не существует.
В-третьих, рыночный успех консоли (и, соответственно, привлекательность её для конечного пользователя) не имеет практически никакого отношения к её тактико-техническим характеристикам. Ну и, наконец, четвёртое: из всех этих правил существует огромное количество исключений; более того, чем позже выпущена консоль, тем меньше отношения имеет вышеописанная картина к реальности. Прогресс категорически отказывается стоять на месте, и представить себе консоль, не умеющую выходить в Интернет и не поддерживающую в той или иной форме онлайновые многопользовательские игры, просто невозможно. Поэтому, прежде чем перейти к обзору Nintendo DS Lite, необходимо пристально осмотреть текущее состояние дел на консольном рынке и даже немного, года на полтора, углубиться в историю.
Nintendo DS Lite и выпущенная ранее Nintendo DS
Теория и практика карманных игр
Фраза «Консоль — это особая форма существования компьютера, предназначенная исключительно для запуска игр» издалека похожа на правду (и даже соответствовала реальности десять лет назад!), но в настоящее время некорректна. Фраза «Консоль — это компьютер с наглухо закрытой архитектурой, запускающий только и исключительно одобренный фирмой-производителем код» гораздо точнее отображает положение вещей, но тоже не без натяжек. Запуск «Линукса» и второго «Дума» на любом мало-мальски распространённом электронном устройстве считается в наши дни отнюдь не подвигом, а священным долгом каждого технически продвинутого владельца консоли, и никакая защита никого не останавливала, во всяком случае надолго. Но все-таки консольные хаки и так называемая homebrew-сцена (самодельный, не одобренный производителем консоли софт) имеют крайне мало отношения к теме данного материала, поэтому просто скажем, что помимо собственно игр Nintendo DS может играть MP3, с некоторым скрипом играть видео и, конечно же, загружаться под Linux. Интересующиеся могут воспользоваться поисковой системой Google (а также любой другой, по вкусу).
Итак, несколько слов о консолях в целом. Сказать что-то о консоли, опираясь на паспортные данные (линейные размеры, частота процессора, объём памяти), совершенно невозможно. Прогнать набор тестов тоже, очевидно, не получится: даже если взять одну и ту же игру, выпущенную под разные платформы, и придирчиво сравнить, никаких полезных сведений мы из этого сравнения не извлечём. Сравнить цифры продаж за отчетный период? Вот это уже теплее: чем популярнее платформа, тем больше разнообразного софта (в основном, конечно же, игр) под неё выпускают и тем легче найти что-то по душе. Вдобавок к этому необходимо постоянно оглядываться на другие современные консоли, прикидывать количество игр, выходящих ТОЛЬКО на этой (или только на конкурирующих) платформе.
Дело тут вот в чём: устаревшая или просто не пользующаяся поддержкой разработчиков консоль — это совершенно бесполезная груда пластика с вкраплениями микросхем. Под неё не пишутся игры, а шедевров, в которые будут играть и переигрывать долгие годы, выходит не так уж много. В конце концов, приставки предназначены исключительно для развлечений, а развлечения имеют свойство приедаться. Да, иногда тянет запустить эмулятор и пройти пару игр из далёкого прошлого, но это забава не на каждый день.
Пример из области персоналок: в начале 1998 года ускоритель под названием 3Dfx стоял в каждом компьютере, владелец которого играл в трёхмерные игры. Много ли сейчас людей вспомнят, что такое Glide?
Коробка без музыки
Справа мы можем наблюдать Nintendo DS Lite. Слева, соответственно, разукрашенную старую версию. Обратите внимание на чёрные полоски на передней панели оригинальной DS, одну слева (микрофон) и две справа (индикаторы): на DS Lite они располагаются, соответственно, в центре под верхним экраном и справа от него же
Как видим, внешний вид Nintendo DS претерпел значительные изменения, консоль в сложенном виде стала напоминать плеер iPod. Впрочем, это справедливо только для чёрной и белой версии консоли, в синей или розовой расцветке она на плеер от Apple практически ничем не похожа. (И, положа руку на сердце, что в последние полгода НЕ напоминает iPod?)
В коробке помимо самой DS Lite обнаружились зарядное устройство на 220 вольт (к сожалению, со старыми NDS разъём несовместим), инструкции на шести языках (русский отсутствует, поскольку к нам в руки попал предсерийный экземпляр для русского рынка; все легальные серийные Nintendo DS Lite, представленные на российском рынке, комплектуются, конечно же, инструкцией на русском языке), рекламный буклет со скриншотами и краткими описаниями топовых игр и запасное стило. Отдельно шёл USB-адаптер для Nintendo Wi-Fi (в комплект поставки не входит, с обычным Wi-Fi несовместим, а также несколько игр с русскими инструкциями. Сами игры на русский язык не переведены. Игры и Nintendo Wi-Fi будут рассмотрены позже, а пока сравним новую и старую версии консоли.
Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, форма и расцветка новой консоли. Старые NDS выглядели все-таки игрушечно и недостаточно серьёзно — детская игрушка, нечто среднее между трансформером и сильно милитаризованной пудреницей. За последний год стало окончательно ясно, что консоль предназначена для самой широкой аудитории, и компания Nintendo очень старалась сделать так, чтобы консоль было не стыдно извлечь на свет в приличном обществе — вне зависимости от того, какое общество игрок считает приличным. Заодно консоль порядочно уменьшилась в размерах: было 148,7x84,7x28,9 мм, стало 133,0x73,9x21,5 мм. Из-за этого в комплект поставки пришлось добавить заглушку GBA-слота: DS Lite поддерживает игры для GameBoy Advance ничуть не хуже старой, но теперь вставленный картридж заметно выпирает, и выглядит это не очень красиво.
DS Lite (слева) гораздо тоньше своей предшественницы
DS Lite и оригинальная DS — вид в профиль
Другие заметные изменения: кнопка Power перенесена с левой части лицевой панели на правую боковую поверхность, чтобы предотвратить случайные нажатия; стило, крепившееся раньше в тыловой части консоли, тоже перенесено вправо — оттуда его гораздо удобнее доставать, не прерывая игры. Расположение остальных кнопок тоже слегка изменено; индикатор зарядки и спящего режима теперь видно всегда — раньше их перекрывала крышка. Заодно микрофон перенесли с нижней крышки на верхнюю.
Обратите внимание на разъёмы питания (справа от разъёма для картриджа): DS Lite несовместима со старыми зарядными устройствами от DS и GBA
Но одним из главных (и широко разрекламированных) нововведений стала новая система подсветки экрана (вернее — двух экранов). Даже те игроки, кто был готов мириться со странноватыми очертаниями ранней версии DS, жаловались на недостаточную яркость экрана и полное отсутствие регулировки яркости. Кнопка «Яркость» на самом деле включала и выключала подсветку. У DS Lite же можно выбирать между четырьмя вариантами освещения, причём самая слабая подсветка примерно соответствует единственному варианту «старой», а самая сильная необходима разве что на ярком солнце — в помещении этот режим уже чрезмерен.
Единственное, в чем Nintendo DS Lite проигрывает своей предшественнице, — это форма и расположение боковых кнопок («шифтов»). В старой версии они слегка выступали за край корпуса и достаточно сильно щёлкали при нажатии, в новой же не всегда понятно, сработала кнопка или нет.
У оригинальной DS (справа) боковые кнопки, как мы видим, выступают за край корпуса. Это, конечно, несколько увеличивает габариты и без того достаточно крупной консоли, но зато они лучше нажимались
Зато симметричный дизайн позволяет удерживать консоль в вертикальном, «книжном» положении, не испытывая дискомфорта (у старой DS нижняя часть была в два раза толще верхней и, соответственно, перевешивала). В играх наподобие «Brain Training» такие вещи становятся довольно актуальными.
В сентябре 2005 года казалось, что дни старейшего производителя домашних (1985 год, NES/Famicom, приставка, в России больше известная как Dendy) и карманных консолей (1981 год, Nintendo Game&Watch Widescreen, в России известная по клону под названием «Часы-будильник «Электроника»/«Ну, погоди»/«Весёлый повар»), фирмы Nintendo, сочтены. Домашняя приставка Nintendo GameCube практически перестала пользоваться спросом, а новая карманная консоль, пришедшая на смену сверхпопулярной GBA (GameBoy Advance), вызывала у потенциальных покупателей скорее недоумение, чем желание расстаться с деньгами. Два небольших экрана, расположенных друг над другом, неуклюжий корпус, позаимствованный у складной электронной игры 1985 года (это не шутка, Nintendo Game&Watch Double Screen выпускалась именно в таком корпусе и именно в 1985 году), и, наконец, графика — трёхмерная, но устаревшая лет на пять. Был, конечно, сенсорный экран, микрофон, поддержка Wi-Fi и несколько других приятных мелочей, о которых позже.
Но всё это — на фоне Sony PSP, у которой был огромный яркий экран, стильный чёрный корпус, замечательная графика... Плюс кардридер (поддержка карт Memory Stick объёмом до двух гигабайт), плюс браузер (это в комплекте с Wi-Fi, естественно), плюс MP3-плеер, видеоплеер (Sony даже стала выпускать фильмы на UMD, обзывая это «DVD для тех, кто в пути»). На фотографии видно, как Nintendo DS выглядит рядом с PSP. Довольно тускло выглядит.
Вдобавок на PSP вышли замечательные, красивые трёхмерные игры, среди которых преобладали, правда, гонки. В основном — слегка ухудшенные версии игр для PS2, что, в общем, неудивительно, потому что начинка PSP — это слегка подрезанная версия полноформатной консоли. Прекрасный, словом, гаджет получился — многоцелевой, удобный, красивый. На этом фоне казалось, что шансы Nintendo DS выиграть рождественскую (именно на Рождество приходится пик продаж консолей) гонку, мягко говоря, невелики.
Sony PSP (вверху) выглядит гораздо привлекательнее «старой» DS, умеет больше, но продается хуже — потому что играть почти не во что. Но ситуация со дня на день изменится, по крайней мере Sony заявляет об этом каждый месяц на протяжении последнего года
Действительно, в январе японские магазины почти две недели не торговали Nintendo DS (что-то, конечно, продавали, но в совершенно смехотворных количествах). Дело в том, что консоли раскупили вообще все — все до единой, и на складах образовалась волнующая пустота. Некоторое время торговцы умудрялись ввозить товар из Америки, где DS продавалась свободно, хотя и там запасы были не слишком большими. Дефицит, конечно, в конце концов победили, но что же случилось? Нет, фирма Nintendo не решила свернуть лавочку и прекратить выпуск DS — просто спрос весьма заметно превысил разумные пределы. О причинах такого ажиотажа будет сказано чуть позднее, а пока приведём цифры консольных продаж за одну неделю июля сего года (к сожалению, данные доступны только по Японии, в Европе и Штатах картина несколько отличается, но общая картина вполне сходная).
Средние продажи в Японии за неделю:
DS Lite: 140,858
PSP: 35,283
PS2: 23,927
DS «старого» формата: 11,821
GBA SP: 2,619
GameBoy Micro: 1,581
Xbox 360: 1,105
Gamecube: 928
GBA: 28
Xbox: 10
Это количество проданных коробок в штуках. Малое количество продаж стационарных консолей объясняется тем, что осенью выходят Nintendo Wii и Sony PS3, и старые консоли покупать никто не стремится; что до Xbox 360, то он, как видим, японцам вообще не нужен — первый Xbox продавался там точно так же, если не хуже. Напоследок же отметим, что для PSP ещё совсем не всё потеряно, более того, ситуация начинает понемногу выправляться.
Что умеет NDS?
Что же такого случилось на излете 2005 года, почему DS ушла в такой отрыв? Всё просто: разработчики очнулись и выпустили несколько замечательных игр. В мире консолей такая ситуация, в принципе, нормальна: вместе с приставкой на рынок выпускается несколько потенциально хитовых игр, созданных доверенными разработчиками, и на некоторое время всё затихает. Новые игры выходят, но сравнительно редко, и, как правило, это мультиплатформенные релизы или игры для предыдущего поколения консолей с незначительными косметическими изменениями. Разработчики учатся выжимать максимум из того железа, с которым им приходится работать. Казалось бы, у PSP в такой ситуации были на руках все козыри: платформа не так уж сильно отличается от PS2, можно брать что угодно и портировать не глядя, с незначительными упрощениями. Разработчики и бросились портировать самые популярные игры, создавая по старым наработкам портативные версии... Тут-то и выяснилось, что PSP в некоторых моментах здорово уступает своей домашней предшественнице: игры выглядели либо точно так же, как на PS2, но умудрялись при этом тормозить (тормоза в консольных играх вещь не то чтобы совсем уж невиданная, но и не слишком часто встречающаяся), либо смотрелись весьма убого.
Следующей проблемой оказалось то, что разработчики с трудом представляли себе, как надо разрабатывать игры для переносных консолей; мысль о том, что игрок может бросить игру в любой момент, перевести консоль в спящий режим и заняться своими делами, доходила до них крайне долго. Игра, которая позволяет сохраняться только между миссиями/гонками/уровнями (притом что на прохождение одного уровня требуется от пятнадцати минут до получаса), — это норма для стационарной консоли, но непозволительная роскошь для переносной. Положение осложнялось тем, что консоль умеет играть музыку и кино; в идеале владелец консоли может сохранить игру, выйти из неё, запустить музыку... вот с сохранением было сложно. Получилась портативная консоль для домашнего использования (ну и, пожалуй, для коротания времени в полёте). Если же учесть, что едва не половина игровой коллекции была ровно теми же PS2-играми, но продавалась за совершенно отдельные деньги... Та же ситуация сложилась и с фильмами на UMD (Universal Media Disc, специальный формат, поддерживаемый только Sony и только на PSP): фильмы эти стоят полновесные двадцать долларов, и смотреть их можно только на PSP. Платить такие деньги за удовольствие посмотреть фильм в дороге мало кто согласился, и к настоящему времени формат почти мертв.
Nintendo же на полную катушку использовала сенсорный экран и встроенный микрофон — и захватила рынок, попутно продав консоль огромному количеству людей, которые вообще никакого представления о компьютерных и консольных играх не имеют. На Nintendo DS играют маленькие девочки, взрослые дамы и лысеющие клерки, и не только играют, но и дарят друзьям, знакомым, родственникам, играют в кафе и Интернете... Большинство таких игроков совершенно неигрового возраста живут в Японии — но это только пока, ведь там, на родине Nintendo, эти технологии обкатываются.
Вот так выглядят новая и старая версии консоли «лицом к лицу». Уменьшение габаритов впечатляющее — во всяком случае, для карманной консоли
Стило, микрофон, Wi-Fi. И тридцать лет на рынке карманных игрушек. И совсем чуть-чуть искусственной жизни. И получится Nintendo DS Lite. За первые полгода 2006 года в Японии продано 1,3 миллиона DS (и это при январских перебоях с поставками) и 2,6 миллиона DS Lite. Компания Nintendo утверждает, что продает одну консоль в две секунды — каждые две секунды, по всей планете.
Кстати, обо всём мире: несмотря на то что Nintendo DS не обладает никакой зональной/региональной защитой (любая игра запустится на любой консоли, даже если игра куплена в Америке, а консоль в Японии), официальный представитель Nintendo в России напоминает, что наша страна, в принципе, относится к европейскому региону. Следовательно, гарантийное и постгарантийное обслуживание распространяется только и исключительно на европейские консоли — ввезённые подпольно японские и американские версии в расчёт не принимаются. Компания «Новый Диск», официальный представитель Nintendo в России, напоминает: гарантийное и постгарантийное обслуживание распространяется только и исключительно на продаваемые внутри страны, а также европейские консоли. Рекомендованная розничная цена DS Lite составляет в нашей местности 4950 рублей (тут надо заметить, что DS Lite продавались в московских магазинах задолго до официального запуска консоли в Европе и стоили больше семи тысяч рублей; с гарантией, естественно, дела обстояли плохо, то есть совсем никак). Для интересующихся: рекомендованная розничная цена консоли в Европе составляет 150 евро/99 фунтов стерлингов. Ну и чтобы закончить с цифрами и официальными данными: компания Nintendo заявляет, что консоль работает без перезарядки приблизительно 19 часов, но, правда, на самой низкой яркости (самая низкая яркость приблизительно соответствует самой высокой яркости у старой DS, которая, согласно тем же официальным данным, работала без перезарядки всего девять часов). На максимальной же яркости система протянет восемь часов. Учитывая, что старая DS вполне работала на протяжении восьми часов (данные, правда, приблизительные, зато получены в полевых условиях), этим цифрам — с небольшими оговорками — можно верить; часов десять-двенадцать на средней яркости — цифра вполне реальная.
Раньше для того, чтобы поиграть в одну и ту же игру вдвоём, пользователям карманных консолей приходилось обзаводиться разнообразными соединительными кабелями, принимать сложные позы и выяснять, от чьего неловкого движения вышеупомянутый кабель выскочил из разъёма. Новое поколение консолей обеспечивает игрокам полную свободу действий в пределах досягаемости сигналов Wi-Fi. Провода ушли в прошлое. Как результат, владельцы консолей получили ещё и возможность выходить в Интернет (а владельцы DS любой модели теперь могут писать и рисовать — стилом — разнообразные приветы совершенно незнакомым владельцам такой же консоли, оказавшимся неподалеку; знакомиться, и вообще видеть собеседника теперь совершенно не обязательно). И если владельцы PSP получили свой браузер вместе с очередной прошивкой консоли ещё в августе прошлого года, то владельцы DS получат возможность разглядывать интернет-страницы в этом августе.
29 июля 2006 года вышел картридж с полноценным браузером Opera for DS. Если учесть, что на PSP текст приходится набирать при помощи джойстика, а у DS есть совершенно нормальный сенсорный экран и нарисованная на этом экране клавиатура... Последний вариант выглядит гораздо более привлекательно. Но браузером, к тому же несколько запоздавшим, дело не ограничивается. Владельцы игр с поддержкой Nintendo Wi-Fi могут при наличии беспроводной точки доступа выходить в Интернет (вернее, в специально обустроенную его часть) и всячески там друг с другом взаимодействовать. В случае «Mario Kart» — ездить наперегонки, в случае «Animal Crossing: Wild World» — ходить друг к другу в гости... Неважно, сколько тысяч километров их разделяет. К сожалению, пообщаться во время игры в «Mario Kart» никак нельзя — Nintendo сознательно ограничила возможности пользовательского взаимодействия исключительно игровым взаимодействием. Если почитать то, что пишут в общем чате игроки в «World of Warcraft», или послушать то, что выдают в эфир пользователи майкрософтовской службы Xbox Live, — волосы у любого нормального человека встанут дыбом. Microsoft, конечно, пытается бороться с неумелым подростковым матом, но безуспешно. Nintendo, напротив, борется как-то даже чересчур успешно, не позволяя пользователям вообще ничего. В принципе, для пользователей, которые хотят поиграть, оно и к лучшему — никто не отвлекает.
Это устройство позволяет играть в Интернете любому владельцу компьютера с операционной системой Windows XP (и, конечно, Nintendo DS). К сожалению, никакое другое беспроводное устройство с Nintendo Wi-Fi не работает (и, напротив, NDS работает с любой корректно настроенной точкой беспроводного доступа)
Реализация беспроводной связи, естественно, никаких чудес пользователю не являет. Есть, правда, нюанс: никаких настроек Wi-Fi в главном меню консоли не наблюдается. Они не скрыты от постороннего взгляда — их там попросту нет. Беспроводной доступ настраивается непосредственно из игры — любой игры, которая может этой беспроводной связью пользоваться. Владельцы беспроводных роутеров с поддержкой могут либо настроить соединение вручную, либо отдаться на волю DHCP — в зависимости от настроек конкретного роутера; консоль может хранить в памяти настройки трёх точек доступа. Тем же, кто не обременен Wi-Fi-роутером, придётся обзавестись устройством под названием Nintendo Wi-Fi USB Connector и подсоединить его к компьютеру после установки драйверов (совместимых, увы, только с Windows XP). После этого достаточно в настройках игры нажать кнопку Connect to your Wi-Fi USB Connector... и всё.
Для того же, чтобы пообщаться в локальном чате с картинками (доступно из главного меню консоли, называется Pictochat), вам понадобится другой владелец консоли Nintendo DS (или DS Lite). Ну еще понадобится выбрать канал, в котором будете общаться, — один из четырёх, каждый на 16 человек. Никаких IRC-излишеств типа темы или названия — просто выбираем тот канал, который не переполнен (или, напротив, в котором есть люди), и начинаем рисовать и печатать. Кстати, у чата есть одна забавная особенность: буквы с экранной клавиатуры можно перетаскивать прямо в окно редактирования, располагая их как душе угодно.
Ну и напоследок — просто интересная деталь: недавно в Японии вышла поваренная книга для DS. Её отличие от обычной поваренной книги состоит в том, что она общается с хозяйкой голосом и понимает голосовые команды. Игра, или, вернее, говорящий справочник под названием «Shaberu! DS Oryouri Navi», наставляет молодых хозяек в нелёгком искусстве приготовления гамбургеров и макарон. Японцы все-таки очень практичные люди! В первый же день было продано 73 тысячи копий игры, а всего к настоящему моменту — 100 тысяч.
Игра для старшего менеджерского возраста «Dr Kawashima's Brain Training» («Brain Age» в Европе) так и вовсе разошлась тиражом в 1,8 миллиона экземпляров. Это, прямо скажем, тоже не игра — это набор головоломок под общим лозунгом «Приведи свой мозг в порядок, верни ему молодость!». Игра ведётся на время; лучший возможный результат, по версии японского доктора, означает, что ваш мозг в наилучшей форме, ему 20 лет; наихудший результат — 80 лет. Возраст целевой аудитории, таким образом, лежит где-то между этими двумя числами. Не похоже на детскую игрушку, правда? Сами головоломки несложны и не слишком утомительны — надо, например, быстро называть появляющиеся на экране цвета (пока в природе существуют версии, понимающие японскую и английскую речь) или писать на экране ответ на задачу «18 - 7 = ?». Игра настоятельно рекомендует упражняться каждый день минут по 20, аккуратно ведёт статистику и аккуратно блокирует пройденные упражнения до следующего утра. Потому что взрослым людям надо и о работе думать.
Дети тоже не забыты: например, самой популярной в мире игрой (не только для DS, а вообще) является игра о молодых собачках — «Nintendogs. Собачку в этой игре надо кормить, поить, расчёсывать, выгуливать, играть с ней и даже обучать повиноваться командам, отдаваемым голосом; стилом можно собачку погладить, почесать ей за ушком... Девочки всего мира в полном восторге. Они же, видимо, являются основной аудиторией игры «Animal Crossing: Wild World» — здесь надо ухаживать за садом и огородом, поливать цветы, растить деревья, собирать урожай и всячески благоустраивать территорию.
Линейка Nintendo DS отнюдь не ограничивается нестандартными, на взгляд рядового игрока, нишевыми продуктами. Девелоперы обеспечили приставку сонмом игр всех жанров: от совершенно замечательного тетриса (основная тонкость — многопользовательская игра, не столько на быстроту реакции, сколько на выдержку и крепость нервов) до платформера «New Super Mario Bros», гонок «Mario Kart», шутера «Metroid Prime: Hunters» и походовой стратегии «Advance Wars: DS».
Консоль с самой большой потенциальной аудиторией за всю историю существования игровых приставок, однако. Не без недостатков, но лучше сейчас ничего нет и в ближайшие пять лет не появится.
О Nintendo DS Lite скажем так: после неё возвращаться к старой версии не захочется. И дело даже не в сомнительном дизайне старой Nintendo DS — дело только и исключительно в экране.
Заключение
В качестве заключения: фирме Nintendo удалось практически невообразимое — она, фирма, ухитрилась сильно улучшить и без того замечательную консоль. Без досадных мелочей, как водится, не обошлось. Итак, рассмотрим плюсы и минусы:
Плюсы: замечательный дизайн, существенное улучшение эргономики приставки (теперь, например, кнопку питания невозможно нажать случайно), улучшенное стило, увеличенное время работы от аккумуляторов и, главное, улучшенная подсветка.
Минусы: некоторые проблемы с боковыми кнопками, сильно выпирающие картриджи для GBA.
Минусы, как видим, какие-то несерьёзные. Второй так и вообще имеет значение только для тех, кто до сих пор играет в GBA-игры.
Вдобавок к этому — скорый выход Opera for DS, одного из (двух) лучших браузеров в мире, выход Rumble Pack for DS — да, некий специфический вариант force feedback для портативной консоли. К сожалению, к нам в руки это устройство не попало, так что ничего о его достоинствах и недостатках мы сказать не в состоянии.
В качестве постскриптума: обратите, кстати, внимание — история с противостоянием PSP/NDS рискует повториться и в мире «больших» консолей; сравнительно маломощная и недорогая (250-299 евро) Wii с нетрадиционным подходом к управлению и замечательными играми, с одной стороны, и навороченная PS3 с массой неигровых функций (Blu-Ray-плеер, карт-ридер, многое другое), с несколько странной ценой в 500 евро, с крайне странным набором игр. К сожалению, никаких долгосрочных прогнозов едва ли не за полгода до запуска консолей давать нельзя (да и через полгода после тоже не рекомендуется). Однако дело дошло до того, что представители Microsoft и Sony не сговариваясь заявили, что Wii — это «прекрасная консоль, и именно её мы рекомендуем в качестве второй домашней приставки». Разногласия у них возникают исключительно по поводу первой домашней: Microsoft утверждает, что лучше Xbox 360 ничего на свете не бывает, а Sony настаивает, что надо дождаться выхода PS3 и купить именно её. Ну как обычно.